На сегодняшний день остро стоит вопрос по оснащению транспортных средств тахографами. Для того чтобы выяснить, как складывается ситуация в Кирове и Кировской области, мы пообщались с техническим специалистом по установке тахографов Александром Канаш и менеджером по продажам Романом Усковым компании «Вятка-Эко», которые ответили на ряд актуальных вопросов.
- Роман, что такое тахографы и откуда появилась идея внедрить данное оборудование в нашей стране?
- Тахограф – это бортовой прибор, который позволяет измерить скорость передвижения, пробег транспортного средства, время труда и отдыха водителя.
Начали устанавливать тахографы в странах Евросоюза еще в 60х годах прошлого века. Опыт их эксплуатации показал высокую эффективность в сфере безопасности движения. Прибор позволял легко отслеживать скорость передвижения, режим труда и отдыха водителей. Так  с помощью тахографов снизилась аварийность в сфере междугородних перевозок. В добавлении к этому Евросоюз установил высокие штрафы за эксплуатацию автомобилей с неисправными тахографами. Российские водители, работающие на международных перевозках,  прекрасно знают, что нарушать скоростной режим или восьмичасовой рабочий день крайне накладно.
Учитывая положительный опыт эксплуатации тахографов в Европе Минтранс РФ приказом №36 от 13.03.2013г, № 273 от 24.02.2014 г. обязал оснастить российские автомобили тахографами.
- Роман, уточните, пожалуйста, сроки внедрения цифровых тахографов в нашей стране.
- В зависимости от предназначения транспортного средства, его грузоподъемности и пассажировместимости установку тахографов разделили на этапы.
В соответствии с Порядком оснащения тахографами транспортных средств утвержденным Приказом Минтранса №273 (зарегистрирован Министерством юстиции 24.02.2014 г.), предусмотрено: 
1. К 1 апреля нынешнего года оснащение транспортных средств категории N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов;
2. К 1 июля 2014 г. - должны быть оснащены автобусы категории М2 и М3, используемые для перевозки пассажиров (кроме осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении), а также транспортные средства категории N3 с полной массой свыше 15т;
3. К 1 сентября 2014 г. - необходимо установить тахографы на грузовики категории N3, используемые для перевозки грузов, не относящихся к опасным;
4. К 1 апреля 2015 г. – транспортные средства категории N2, используемые для перевозки грузов, не относящихся к опсным;
5. К 1 января 2018 г. нужно заменить все тахографы, не отвечающие требованиям Приказа № 36, установленные на транспортные средства категории N2,N3,M2 и M3 и оснащенные техническими средствами контроля за соблюдением  водителями режимов движения, труда и отдыха предприятиями – изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г., соответствующие требования Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.);
6. К 1 января 2018 г. - заменить тахографы на транспортных средствах категории N2,N3,M2 и M3, оснащенных мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающие требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №720.
- Роман, какую ответственность несут автоперевозчики в случае, если их автомобили не будут оснащены цифровыми тахографами?
- Уже сегодня водители и владельцы коммерческого автотранспорта несут материальную ответственность за отсутствие тахографов, соответствующих требованиям законодательства. Ответственность, согласно пункту 11.23 Административного кодекса Российской Федерации, будет выражаться в штрафах. Так для водителей размер штрафа составит 1-3 тыс. руб., а для предприятия 5-10 тыс. руб.. При этом количество штрафов и временной разрыв между их оформлением не регламентируется.
Важной особенностью российских тахографов является наличие блока СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Данный блок фиксирует все действия, которые происходят с тахографом, а также в нем  хранятся в некорректируемом виде не только  скоростные параметры движения транспортного средства, режим труда и отдыха водителя, но и маршруты движения автомобиля.
- Роман, какие плюсы получают автоперевозчики при использовании тахографа на своих транспортных средствах?
-  Применение тахографов позволяет повысить безопасность движения за счет записи и непрерывного контроля параметров скорости движения транспортного средства и времени нахождения водителей за рулем. Он исключает несанкционированные перевозки и приписки невыполненных работ, поскольку фактические значения пробега и рабочего времени постоянно записываются на внутреннюю память тахографа и карту водителя, которая является персональной для каждого водителя и подлежит учету. Все это приводит к увеличению срока эксплуатации двигателя, шин, тормозных систем автомобиля в целом, а также позволяет снизить потребление топлива и расходы на ТО и, следовательно, расходы на эксплуатацию в целом.  В результате соблюдения водителем предписанных режимов движения обеспечивается правовая защита, в случаях, связанных с уголовной или страховой ответственностью, возникших в результате  ДТП.
Помимо этого, появляется возможность осуществлять объективные расчеты с заказчиками за фактические объемы выполненных работ по перевозке грузов, простои по различным причинам, а также оптимизировать маршруты перевозок и графиков по результатам сравнительного анализа записей в памяти тахографа. По характеру записи скорости объективно оцениваются и профессиональные качества водителей, а именно: чем равномернее изменение скорости, тем выше квалификация водителя – он меньше разгоняется и тормозит, реже переключает передачи, экономит топливо и ресурс автомобиля в целом.
Тахограф позволяет минимизировать затраты транспортного перевозчика и благодаря возможности установки на любые транспортные средства, в том числе оборудованные CAN-шиной; и установки единого прибора, выполняющего функции тахографа и абонентского навигационно-связанного терминала с приемником ГЛОНАСС/ GPS и GPRS-модемом. Память устройства является энергонезависимой, что позволяет хранить информацию в течение значительного времени без риска ее потери.
- Александр, что делать тем автоперевозчикам, которые приобрели транспортные средства с уже установленными на них тахографами?
- Действительно, существует такая проблема. Многие перевозчики, не выезжающие за рубеж, были вынуждены приобрести автомобили с уже установленным на конвейере европейским тахографом, который не соответствует российскому законодательству и не использует современную навигацию и защиту информации по российским ГОСТам. Такие тахографы необходимо будет заменить до 1 января 2018 г., согласно Порядку оснащения транспортных средств.
- Нужно ли что-то еще для использования тахографа?
-  Кроме тахографа, автопредприятию необходимо получить именные электронные карты для каждого водителя и карту предприятия. Без карты водителя тахограф эксплуатировать нельзя. Срок изготовления карт на сегодня составляет 1,5 месяца.
Отметим, что компания «Вятка-Эко» получила аккредитацию от Минтранса на установку и сервисное обслуживание тахогафов, как российского образца (РФ 0356) и Европейского ЕСТР (RUS 578).
- Спасибо, за такие подробные ответы на важные вопросы.

Комментарии (0):
Нет комментариев. Ваш комментарий может быть первым!
Оставьте свой комментарий:

Регистрация
Подписка
Вы успешно подписались на рассылку!
Корзина
Товар успешно добавлен в корзину!
Оформить заказ сейчас
Корзина
Корзина
Ошибка: не удалось добавить товар в корзину!
Наверх