Создание магазина от "А до Я" - процесс сложный, а потому требует профессионального подхода. Если вы не сталкивались со всеми его перипетиями, но имеете огромное желание громко заявить о себе на рынке розничной торговли, верный способ добиться результата - начать действовать. Причем действовать не абы как, а продумывая и просчитывая каждый шаг.
Конкуренция в розничной торговой зоне на сегодняшний день достаточно высокая. С одной стороны, быстрыми темпами происходит развитие местных сетевиков, задающих высокую планку всем остальным участникам рынка. С другой не далек тот час, когда на вятскую землю ступит нога столичного ритейлера, и начнется жесткая борьба за кировских покупателей. Чтобы вам, нежелающему в итоге конкурентной борьбы остаться у разбитого корыта, выжить в этих непростых условиях, уже сейчас пора изрядно потрудиться и пересмотреть устаревшие взгляды на организацию собственной торговли.
Первое, что от вас потребуется - это определиться с форматом будущего магазина. Среди всего их многообразия, советуем обратить внимание на два наиболее востребованных - супермаркет (400-5000 кв.м., в среднем 10000 наименований товаров) и магазин - "у дома" (100-400 кв.м., в среднем 3000 наименований товаров). В чистом виде сегодня ни тот, ни другой в Кирове не встречаются. То, что мы имеем - скорее синтез лучших черт первого и второго: крупные и средних размеров магазины, рассчитанные на обслуживание посетителей, проживающих в близлежащем городском массиве. Ситуация в районах, кстати, схожа. Разница лишь в том, что плотность и доходы населения здесь меньше, а потому площади магазинов редко превышают 150 кв. метров. Такая площадь для райцентров в 5-10 тыс. жителей вполне достаточна, но для городов типа Кирово-Чепецка или Слободского явно мала. Однако предприниматели часто закрывают на это глаза, считая, что гораздо важнее пользоваться налоговыми льготами, оставаясь на вмененном налоге, чем использовать выгодное месторасположение торговой точки и привлекать покупателей широким ассортиментом. Тем самым, экономя на налогах, ритейлеры теряют на товарообороте. Найти оптимум этих показателей - первостепенная задача специалистов!
Второй шаг после того, как вопрос с форматом решен - задуматься о концепции заведения. Здесь тоже есть ряд четко определенных правил, придерживаясь которых, можно добиться успеха. Запомните: самое современное оформление торгового зала, идеально проведенная реконструкция, лучшее в мире торговое оборудование, полнейшая автоматизация, красочное оформление витрин и др. не будут иметь ровным счётом никакого значения для повышения эффективности работы магазина, если в нём отсутствует главное - глубоко продуманная концепция и чётко работающая схема торгово-технологических процессов. На Западе любой формат магазина - прежде всего определенная философия торговли, то есть конкретные "правила". Они, в принципе, могут быть реализованы на любом оборудовании, в любом (даже районном) магазине независимо от его профиля. Разработка концепции магазина - это и есть построение наиболее рациональной организации всех оперативных процессов торгового предприятия, направленное на максимально эффективное обслуживание покупателей.
Третий шаг, который вам предстоит сделать - решить вопрос с ассортиментом товара и специализацией магазина. Будьте готовы, что в случае перехода с традиционной формы работы "из-за прилавка" на формат самообслуживания от вас потребуются дополнительные затраты: ассортиментный ряд и товарные запасы придется расширять. При этом увеличится срок оборачиваемости товара (в среднем в продуктовых магазинах самообслуживания оборачиваемость составляет 29 дней). Не беспокойтесь: если все сделать грамотно, в очень скором времени все вложения себя окупят.
С учетом товарной специализации магазины делятся на:
- узкоспециализированные (например, магазин мужской обуви);
- специализированные (в основу построения ассортимента положены товары одной товарной группы (мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты);
- комбинированные (торгуют товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо-рыба-овощи);
- универсальные (ассортимент построен на базе широкой номенклатуры товарных групп);
- смешанные (торгуют как продовольственными, так и непродовольственными товарами повседневного спроса).
И не забудьте, что появится необходимость подбора персонала либо его переобучение. Здесь важно помнить, что продавцы, их поведение, манеры, коммуникабельность, знание ассортиментного перечня, умение выйти из конфликтных ситуации, - все это сегодня является очень важным фактором конкурентоспособности. Ведь если покупатель остался доволен обслуживанием, то он обязательно придет сюда снова, приведет друзей, расскажет знакомым.